|
|
Домашние кинотеатры
Акустические системы
Стереосистемы
Медиа Системы и Аксессуары для iPad/ iPhone/ iPod
Кабельная продукция и Аксессуары
Аксессуары для "винила"
Наушники
Проекторы
Экраны
Энциклопедия для любопытных
|
Виниловые пластинки: спасибо, что живой?Виниловые пластинки: спасибо, что живой?И снова о Виниле!
1/15 Потому что основная масса людей сегодня предпочитает идти по легкому пути – и этот путь уже даже не компакт-дисковый (на них же тоже надо тратиться, даже на CD-R!), а абсолютно и полностью цифровой. Человек предпочитает скачивать треки из интернета, с разных торрент-трекеров и терабайтных архивов. Быстро и вообще в основном бесплатно. Качество звука? С двадцатибаксовыми колонками? А кто о нем задумывается?.. Риторический вопрос, однако. Прежде всего, по большому счету, дело даже уже не в качестве звука (об этом мы тоже поговорим чуть позже), а в самой виниловой культуре. Винил – для ценителей, а не тех, кому достаточно, «чтобы фоном балакало и не хрипело». Поэтому неудивительно, что пластинки постепенно отошли в меньшинство – причем как настоящих ценителей аналогового звука, так и позеров, которых презрительно называют «любителями теплого лампового звука» (данное словосочетание должно произноситься с иронией и интонациями Грегори Хауса). И если качественный CD-транспорт стоит пару-тройку тысяч долларов, то виниловый легко может стоить и все двадцать, и это будет совершенно нормально. 2/1 Немалых денег стоят не только сами проигрыватели. «Карла не одобрит тот факт, что я потратил 600 баксов на эту пластинку Beatles» - печально говорит герой Николаса Кейджа в фильме «Скала», с любовью смотря на доставленный по почте коричневый картонный бокс. И действительно – много ли вы найдете компакт-дисков (даже формата BD-Audio) по двадцать тысяч рублей штука? Вряд ли. А редкие виниловые записи могут и дороже стоить. Но подумаем все-таки о технической стороне качества, стараясь отойти от дурацкого шаблона о «теплом ламповом звуке». табл.
Разрядность - 16 бит 1 DSD 16, 20, 24 бит 16, 20, 24 бит 07.01.2014
Теплый и ламповый Когда появились первые граммофонные пластинки, никто особенно не задумывался по поводу разрядности и дискретизаций. Когда потом все переходили на бобинные магнитофоны и компакт-кассеты, чье качество звука было на порядки хуже такового у винила, никто не задумывался о качестве – потому что кассеты были маленькими, удобными и дешевыми. Последнее – ключевое слово, поскольку в войне форматов обычно побеждает не то, что лучше, а то, что дешевле и лишь немногим хуже. Вспомним хотя бы войну Betamax s VHS в начале 1980-х – Betamax превосходил VHS по многим показателям, но он был дороже и по большей части из-за этого и проиграл, оставшись уделом немногих профессионалов. Конечно, кассеты не вытесняли винил совсем: они были ему лишь дешевой «карманной» альтернативой, особенно с появлением «вокманов» от Sony, которые произвели безусловную революцию в мире воспроизведения аудио.
Сухие цифры Принято считать, что человек слышит звук в диапазоне до 20 кГц включительно (и то – максимум), и с возрастом слух ухудшается, снижая верхнюю планку часто и до 16 кГц. Увы, но это научно доказанный факт. Как и то, что отдельные индивидуумы, могут слышать до 22 кГц, а еще выше разницу можно только почувствовать, и то это доказано далеко не всеми. Может быть, и правда чувствуют; некоторые производители аппаратуры класса hi-end тоже работают в поте лица на эти цифры, и иному покупателю стыдно признаваться, что он потратил пару тысяч фунтов на то, в чем не слышит никаких отличий. А может быть, разница более высоких частот и правда остается только на уровне личных ощущений каждого человека, которые сравнивать бессмысленно. 4/5
Что же касается частотного диапазона, то у винила он теоретически может достигать и 100 кГц. В отличие от классического CDDA (про SACD и прочие HD-форматы поговорим чуть позже), у которого он ограничивается 22 кГц (число пропорционально увеличивается при увеличении разрядности, но все равноне достигает заветной «сотни»). И компакт-кассет Type 1 с их 11 кГц, естественно. Но это, подчеркнем еще раз, всего лишь цифры, которые к реальным людям и их ушам имеют отношение постольку поскольку. Все упирается, во-первых, в «слуховые» возможности самого человека (вспомним про приснопамятные 20-22 кГц), а во-вторых, в аппаратуру, на которой все это воспроизводится. 6/3 Правда, тут еще и различные компьютерные цифровые «аудиофильские» форматы звука вроде FLAC нужно привести в пример. Которые сжимают звук наподобие архивирования данных - то есть без потери информации (чего нельзя сказать, например, о MP3). Кстати, а на чем это все можно услышать?
Чтобы услышать детали, почувствовать «на себе» этот высокий частотный диапазон, проникнуться от сознания того, что ты слышишь то, чего не слышат другие, нужна соответствующая аппаратура, и это в данном случае – камень преткновения. Слушателю нужны усилители, акустика, да и даже сам транспорт должен быть качественный – у которого в техпаспорте написано, что он может воспроизводить всё в должных диапазонах. Причем «всё» относится как к CD, так и к винилу. И если вы не готовы выкладыватьпо несколько тысяч долларов за каждый из компонентов, то забудьте о заоблачных килогерцах. 7/6
Все это, разумеется, относится и к понятию «детализация звука»: плохая записывающая аппаратура не способна записать, а плохая воспроизводящая – должным образом воспроизвести даже качественно записанный материал.
Их проводят, в общем-то, все кому не лень. Трудно найти аудиофильский сайт, который не проводил тот или иной слепой тест. И выводы из всех таких тестов тоже примерно одинаковы: их можно суммировать следующим образом.При наличии качественного транспорта для винила (CD, SACD, DVD-Audio, BD-Audio), при наличии профессиональной звукозаписывающей станции для воспроизведения аудиозаписей в форматах FLAC или WAV,разницу слушатели действительно отмечают. При этом CD, FLAC и WAV на одной чаше весов, а винил, SACD и DVD-Audio – на другой. 8/7
Разумеется, если транспорт дешевый, то все валится в одну кучу, автор победно говорит, что «всё одно» а в комментариях начинаются кровавые войны за то, что «цифра лучше всех» или же «винил на все времена».С другой стороны, посыл тут вычерчивается вполне ясный. Дорогие носители, то есть как винил, так и его альтернативы, нельзя слушать на дешевой технике: потому что действительно разница заметна не будет или будет, но слегка: звук есть звук, и даже крошечные искажения, вносимые как некачественной нарезкой пластинки, так и при записи компакт диска, на недорогой технике заметны попросту не будут. А вот серьезная аппаратура недостатки вскроет, а достоинства покажет во всей красе, так что даже человек-медведь заметит разницу.
Разумеется, «неслепые» тесты полностью на стороне дорогих форматов. Логично, что, зная базовые цифры по частотным и динамическим диапазонам, качество исходного материала (пластинки или CD) и цены на аппаратуру, человек будет бессознательно маскировать недостатки дорогих компонентов и принижать достоинства дешевых.Так нужен ли винил? Из всего вышенаписанного можно сделать следующие выводы относительно разумности прослушивания музыки на виниловых пластинках сегодня. Во-первых, действительно, разница в качестве аналогового «теплого и лампового» винила по сравнению с простыми компакт-дисками есть. 10/8 Во-вторых, для того, чтобы почувствовать эту разницу, нужно быть обладателем весьма дорогой аппаратуры, стоимость которой в общем запросто может перемахнуть за полмиллиона рублей. Большинство предпочтут купить новую машину. В-третьих, высококачественные конкурентные форматы SACD, DVDA, BDA – конечно, они конкуренты винила и даже равные, и это мы еще не говорили про их технические характеристики. И люди, не любящие пластинки по разным причинам, могут выбрать их и попытаться найти записи любимых исполнителей на таких носителях. И быть готовыми выложить кругленькую сумму. 11/4
Правда, все эти разумные доводы перечеркиваются одним: люди, покупающие сегодня пластинки за 30 или за 30000 рублей, ценят ощущение пластинки в руках, сам шаманский процесс вынимания пластинки из конверта и установки его на проигрыватель, запуск и милое сердцу потрескивание и шуршание – все это из разряда необъяснимой любви и ностальгии, которая на килогерцы даже и внимания не обратит. А качество – конечно, винил качественнее, скажут такие люди, и не будут слушать наши занудные доводы. Это и есть аудиофилы от винила: в отличие от меломанов, которые стремятся больше к качественному звуку вне зависимости от носителя. Но «винилофилы» не одиноки в своей страсти. Еще есть и любители компакт-кассет. О них, а также о том, где и как купить пластинки и сами проигрыватели (и какие) сегодня, мы поговорим в следующей части. Кстати, а вы знали, что под закат эры компакт-кассет были выпущены такие, которые охватывали частотный диапазон с 20 Гц до 20 кГц? О них мы тоже расскажем. Артур Лоянич http://zoom.cnews.ru/publication/item/52540/1
|
|